Апарт-отели и классические гостиницы: управление и финансовые перспективы
В последнее время в профессиональных гостиничных кругах часто звучат разговоры на тему «вытеснения» классических гостиниц апарт-комплексами. Они основаны на том, что в крупных российских городах открывается больше апарт-отелей, чем традиционных объектов гостеприимства. Например, это подтверждает и статистика за 2024 год: 1170 новых юнитов против 332 гостиничных номеров в Санкт-Петербург.
В этой статье с Марией Онучиной, генеральным директором управляющей компании 25/7, которая управляет апарт-отелями GloraX, обсудили особенности управления и финансовые перспективы популярных сейчас сервисных апартаментов, а также сравнили их с классическими гостиницами.
Апарт-отели и классические гостиницы: особенности управления
Внутренний туризм в последние годы растет быстрыми темпами. В связи с этим туристам требуются качественные номера, и апарт-отели обеспечивают этот запрос. С этим утверждением согласна Мария Онучина:

— В связи с ростом внутреннего туризма апарт-отели актуальны как никогда. Дело в том, что такие объекты размещения — это возможность строить качественные средства размещения быстро, а не десятилетиями. Количество выведенных в управление апарт-отелей в 2024 году составляет более чем в 10 раз большее количество номеров, чем в гостиницах. Гостиницы потихоньку устаревают, и они не дают такой вариативности отдыха своим клиентам как апарт-отели. Например, есть возможность приехать с маленьким ребенком и приготовить ему утром кашу — именно ту, которую он ест. Или есть возможность посидеть в лобби и поиграть в какие-то игры со своими друзьями. В качественных апарт-отелях гости могут посетить фитнес-зал или получить завтрак.
Существует также возможность остановиться больше, чем на 2-3 дня, пользоваться централизованной прачечной и другими услугами, которые повышают комфорт гостей и на самом деле дают возможность за оптимальную цену получить тот набор сервисов, который тебе хочется. При этом качественные апарт-отели проходят на сегодняшний день ту же самую классификацию, которую проходят классические гостиницы. И если вы обратите внимание, апарт-отель имеет определенное количество звезд. Качественные объекты имеют 3,4 и 5 звезд. Есть такие примеры на рынке, — говорит генеральный директор управляющей компании 25/7.
Финансовые перспективы апарт-отелей
— Финансовые перспективы у апарт-отелей самые замечательные, — говорит Мария Онучина. — Уже в 2024 году тариф за размещения — ADR в апарт-отелях не уступал тарифу в обычных классических гостиницах. При этом апарт-отели за счет совмещения проектного размещения — например, на 1 или 2 месяца, есть возможность повышать загрузку в том числе в межсезонье в период низкого сезона. И тем самым у апарт-отелей загрузка в среднем выше на 10-15%, чем у классических гостиниц в том же классе. Поэтому финансовые перспективы у апарт-отелей гораздо более привлекательные, чем у классических гостиниц.
Ключевые задачи при управлении апарт-отелем
По словам эксперта, апарт-отелем управлять гораздо сложнее, чем классической гостиницей:
— Дело в том, что к обычным функциям гостиничного размещения, которые делают блестящие качественные отели и которые прошли официальную классификацию, добавляются такие функции, как коммуникация с инвесторами, а их много на объекте. И это отдельная компетенция, рассуждение о доходностях, ликвидностях и надежности. Дополнительно апарт-отелям необходимо обладать такими компетенциями, как арендные отношения. Потому что они в том числе встречаются в объектах, поэтому управление апарт-отелями достаточно сложный момент.
— Дело в том, что к обычным функциям гостиничного размещения, которые делают блестящие качественные отели и которые прошли официальную классификацию, добавляются такие функции, как коммуникация с инвесторами, а их много на объекте. И это отдельная компетенция, рассуждение о доходностях, ликвидностях и надежности. Дополнительно апарт-отелям необходимо обладать такими компетенциями, как арендные отношения. Потому что они в том числе встречаются в объектах, поэтому управление апарт-отелями достаточно сложный момент.
Ключевые вызовы, которые стоят перед отраслью в том, что немногие отели проходили государственную классификацию. И некоторым девелоперам потребуется помощь опытных игроков для того, чтобы те объекты, которые на сегодняшний день только задумываются или находятся в стройке были бы востребованы в дальнейшем как у гостей, так и приносили обещанный доход инвестору. Для этого необходимо обращаться к практикам, к игрокам этого рынка, к управляющим компаниям, которые уже управляют апарт-отелями, квалифицированными на 4 звезды и более, и для того, чтобы построенный объект – апарт-отель, был востребован.
Таковы реалии современного рынка апарт-отелей. Как ситуация будет развиваться дальше, покажет время. Что ждет данный сегмент в ближайшей перспективе? Нам интересно ваше мнение.